Россия - Украина - Крым - Кавказ - Абхазия 08`2013
...or 5500 km south around
Карта активна, увеличивается, почти все точки отмечены
2 страницы меток на полной карте
Просмотреть Украина-Абхазия 2013 на полной карте

11 - 26 августа 2013 г.
Маршрут:
Москва - Курск - Суджа - Сумы - Полтава - Кременчуг - Кировоград - Кривой Рог - Армейск - Джанкой - Феодосия - Керчь - Новороссийск - Геленджик - Туапсе - Сочи - Адлер - Гагра - Новый Афон - Сухум - Горячий Ключ - Краснодар - Ростов-на-Дону - Воронеж - Москва

11.08 - 12.08:
Москва - Курск - Суджа
12.08
Суджа - Сумы - Полтава - Кременчуг - Кировоград
12.08 - 18.08:
Кировоград - Новомиргород - Кировоград
18.08 - 19.08:
Кировоград - Кривой Рог - Армейск - Джанкой - Феодосия - Керчь - Новороссийск - Геленджик
19.08 - 20.08:
Геленджик
20.08:
Геленджик - Туапсе - Сочи - Адлер - Гагра - Новый Афон - Сухум
21.08:
Сухум - Гега - Рица - Сухум
22.08:
Сухум - Гагра - гора Мамзышха - гора Бомбояж - балаган Гиви
23.08:
Гора Бомбояж - гора Мамзышха - Гагра - Сухум
24.08:
Сухум - Кодорское ущелье - Каман - ГЭС - Сухум
25.08:
Сухум - Гагра - Адлер - Сочи - Туапсе - Горячий Ключ - Краснодар
26.08:
Краснодар - Ростов-на-Дону - Воронеж - Москва

План маршрута - естественно, приблизительный. В реале был немного запутаннее.

Украина - Крым - Кавказ
Москва, Курск, Суджа, Сумы, Полтава, Кременчуг, Кировоград, Кривой Рог, Армейск, Джанкой, Феодосия, Керчь, Новороссийск, Геленджик, Джубга, Туапсе, Сочи, Адлер.
Из Москвы выехали 11 августа с ненастроенной, точнее совсем неработающей радиостанцией, во второй половине дня.
Так как рандеву со вторым экипажем было назначено в Геленджике через неделю, время и место приблизительно, радиостанция была достаточно важна для поиска друг друга, да и на Кавказе и в Абхазии - тоже. Поэтому встретились в районе Каширки с настройщиком и после полутора часов ковыряний выявили, что основной антенный провод оказался бракованным и подлежит замене, что в воскресенье вечером было чуть более чем совсем невозможно.
В итоге, обломившись с радиосвязью, взяли курс на Курск (простите за тавтологию) и уже к полуночи были готовы обмануть всех, пройдя не совсем ту таможню, которая нас ждала на М2 Крым - свернув направо на Суджи.
Дорога на Суджи откровенно нас удивила великолепными ночными пейзажами, подогревающимися пылающим по краям трассы сухостоем, отменным асфльтом и полным отсутствием встречных и попутчиков. Таможня тоже оправдала все ожидания - российская сторона была пройдена за 10 минут, украинская за 15. Сильно пытались придраться к гнезду радиоантенны на крыше, но так и не смогли, в связи с полным незнанием своих же законов.

Горящий сухостой у Суджи
Трава пылала участками до горизонта по обе стороны дороги. Трагичности картине добавляло полное отсутствие на трассе машин и людей. И так практически до самой границы.
А на границе, перед таможней, ждал еще и облом - на единственной заправке совсем не было топлива. Пришлось возвращаться в Суджи, и заправке на третьей в обратном направлении - о чудо! - был бензин.
Это было критично, т.к. на Украине он в полтора с лишним раза дороже.
В итоге этой заправки нам хватило до самого Кировограда и еще немного потом.


FABIAN WORLD

Украина
После таможни трасса сразу превратилась в зубодробильные, пробивающие стойки, остатки дороги. В принципе, с переменными исключениями, такие дороги на Украине наверное везде, по нашему маршруту - точно, за исключением Крыма - там они налаживаются. Еще говорят, что Харьковский автобан сейчас хороший. Но нас там не было, и, выжав 110 км/ч по этой зубодробильне, мы понеслись в Кировоград.
По пути были Сумы, Полтава, Кременчуг, прикольные названия и кадры, ну и, конечно же, бескрайние поля и обалденные виды.
Большая Рублёвка, указатель с колоритной парочкой под ним (к сожалению, плохо получилось), населенный пункт Зайцi другi, автобаня, мегарейсер и т.п.
Не доехав километров 250 до Кировограда, мы по традиции свернули в скошенное кукурузное поле, в тенек, для отдыха, где я благополучно поссорился с оператором МТС-Украина, беспричинно списавшем у меня все деньги с местной карточки и оставив меня без так нужного навигатору интернета.
Ну да и ладно. Карточку потом выкинул и местной сотовой более не пользовался.

FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD

Отель REIKARTZ, Кировоград
Неожиданно высококлассный, правда уже заранее забронированный, с отличными интерьерами, персоналом, кухней, охраной и ценами, кировоградский отель крупной украинской сети (28 отелей).
Обязательно вернемся, т.к. у нас там родственники.
И рядом строится храм. Кстати, стройка не мешала.

FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD

Прошла почти неделя. 12-18 августа.
Отдохнули в Кировограде, очень красивый город, купили автохолодильник для сала, навестили родственников, съездили в Смелу, Новомиргород и Оситняжку, объелись и напились (в хорошем смысле) до отвала.

Далее был выбор, как добраться до Крыма. Супервайзер отеля подтвердил, что через Николаев, по основному маршруту, известному нам по прошлому году, участками дорога осталась чуть более, чем совсем, разбитой, а местами превращалась в полный оффроад. Причем протяженности участков этого оффроада доходили до 30-40 км.
В общем, мы решили поэксперементировать, и, утром 18 августа, выдвинулись на Кривой Рог, намереваясь въехать в Крым через Армянск, слившись с основной трассой, идущей там из Херсона.
И, надо сказать, разочарования не было. Почти хорошая дорога оказалась.
Единственный минус - на протяжении почти 400 км. мы не нашли ни одной тени, ни от дерева, ни от здания, ни от чего, чтобы остановиться отдохнуть и перекусить.
Вспомнились слова из песни Высоцкого:
               По выжженой пустыне, за метром метр
               Идут по Украине солдаты группы "Центр"...


Крым был пройден засветло, без сюрпризов. Дороги местами так себе, местами нормальные.
Проскочили Джанкой по объездной, вскоре увидели Крымские горы, и немного постояли в пробке у Феодосии.
Прокравшись вдоль Берегового и Приморского, поглазев на битком забитые пляжи, несмотря на семивечерний намек на заход солнца, мы вылетели на практически пустое Керченское шоссе.
Немного поблуждав в лабиринтах и нелогичных круговых перекрестках города-героя, закупившись в супермаркете по уже некурортным ценам небольшим количеством украинского коньяка и пива, мы поспешили на паромную переправу за Керчь (там же и таможня), в общем планируя уже сегодня (а время было 9 часов вечера 18 августа) оказаться если не в Геленджике, то уж точно на Таманском полуострове в России. Ну или в Анапе.
В это же время удалось созвониться со вторым экипажем, ожидающем нас в Геленджике, который все это время не выходил на связь и не отвечал по телефону. Подтвердили рандеву в отеле "Лайм" Геленджика.


Отель ЛАЙМ, Геленджик
Как же мы ошибались. В общей сложности, паромная переправа плюс две таможни на разных берегах Керченского пролива, отняли у нас 8 часов времени.
Очередь на паром была плотной, и более километра. 200-300 машин приблизительно, несмотря на утверждение на сайте паромной переправы об очереди не более 10 машин. Все осложнялось огромным количеством местных барыг на "шестерках" и других "ведрах", постоянно занимающих очередь по кругу и по 3000 р. продающих места в ее начале вновь прибывающим. Такое типа - не хотите ли пройти побыстрее? Уроды.
Паром ходит раз в час и берет на борт 16-18 авто. Оцените масштаб трагедии.
Прибыв в 10 вечера в хвост очереди на украинскую таможню и паром со стороны Керчи, в районе 6 утра мы выжали газ по гладкому черному асфальту с той стороны пролива. Российская таможня времени отняла 10-15 мин. Со стороны России на паром машин не было, по-моему, вообще.
И вот, 19 августа, пролетев по сразу улучшившемуся асфальту Тамань, Анапу и Новороссийск, где-то в 10 утра мы все-таки нашли заныканный у самого моря Геленджика очень неплохой отельчик "Лайм".
По пути словили в долине между холмами в тумане плотную стаю жуков-самоубийц, которая на несколько дней увековечила себя на бампере, фарах, мухоотбойнике (взявшем честно на себя основную массу и оттолкнувшим большую часть стаи), дефлекторах и лобовом стекле долго неотмывающимся следом, почему-то привлекающим особое внимание местных геленджикских ос.
Несмотря на дикую усталость, дотянули до вечера, решив лечь пораньше и выспаться "оптом" перед дальним серпантинным броском в Абхазию завтра. Зато отдохнули на море, в кафешках и на территории Лайма.

FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD

Геленджик - Адлер
Хорошо выспавшись, установив временную магнитную антенну для радиостанции на Додж, отчистив фары и стекла от массового суицида насекомых, помыв Паджерик ожидающего нас экипажа после предыдущих горных вылазок, 20 августа в 10 часов утра мы стартовали в сторону Абхазии уже двумя экипажами в составе Додж Караван (Алексей и Наташа) и Митцубиси ПаджероСпорт (Андрей и Юля).
Путь был без приключений, вкусно пообедали в кафе у самолета "Шереметьево-4" (кофе там только невкусный) где-то перед Аше. В районе Джубги потолкались в пробке, объехали часть Лазаревского по горам, ориентируясь на спутниковую карту, заценили сочинскую объездную и повальный недострой - посмотрим, успеют ли к олимпиаде - ну и границу тоже прошли быстро, вопросов не было, минут за 30.

FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD

Абхазия
Гагра, Пицунда, Гудаута, Новый Афон, Сухум, Арабика, Гега, Рица, Каман.
Тут сразу закроем несколько вопросов для полноты картины.
1. Лица: Алексей, Наталия, Андрей, Юлия.
2. Авто: Митцубиси ПаджероСпорт. Додж Караван - в съемках не участвовал, в горы не лез.
3. Море: Оно там голубее, чем на ЧПК и в краснодарском крае. Мы на море были 1 раз, в ночь перед отъездом, с 24 на 25 августа. Мы ездили не на море. Но практически пустые пляжи, при этом чистые, мелкогалечные, красиво, чисто... Я думаю, что ЧПК отфильтровывает основную массу туристов в соотношении 90%/10%. Волшебно. Подкупает.
4. Горы: Собственно, мы приехали в горы. Очень крутые и красивые. Средняя высота тех мест, которые дальше в обзоре - 1800-2600 м. от уровня моря. Наши рекорды - 1900 м. Самая высокая гора региона Гагры - Арабика, ~2600 м. Мы ночевали на горе Альтика Арабики (Бомбояж) на высоте 1800 м. Из известных нам еще названий на тот момент, которые мы проезжали - Мамзышха и Зонт.
5. Воздух: Разреженный, чистый, вкусный в горах. +12, +14 наверху и +35 внизу днем. У моря влажный. Специфического запаха Черного моря, как на ЧПК - нет.
6. Реки: Удивительно полноводны. Много рек. Много рыбы. Все дороги в горах практически вдоль рек, постоянно их пересекая по старым опасным мостам без ограждений на большой высоте.
7. Водопады: Я столько водопадов нигде не видел. Встречаются на каждом шагу. Из посещенных известных - Гегский, Влюбленных, Девичьи слезы, Мужские слезы, около Голубого озера и еще несколько, названий которых мы не знаем.
8. "Альпийские" луга: Не знаю, почему все высокогорные луга так называют, ищите сами, но они действительно альпийские. Там очень высоко, холодно, солнечно, красиво, травы всякие и коровы.
9. Горцы: Тех высокогорных жителей, которых мы видели, сложно описать кратко. Это очень дружелюбные и гостеприимные люди, но одновременно и суровые, они свободны по настоящему, но и у них есть враги. Бандитов и воров хватает и там.
10. Оружие: Много. Осталось со времен войны. Действующее, боевое, иногда редкое и дорогое, боеприпасов хватает. Служит для обороны от хищников (медведи, волки, лисы, шакалы) и бандитов (говорят, иногда бывают, причем из местных).
11. Кухня: Мамалыга, хаш, хачапур, хинкали, шашлык (свинина, косуля, говядина), лаваш, солянка, долма, чача (стопицот видов, у каждого своя), вино, сухумское пиво (!), СЫР (стопицот видов, у каждого свой (типа адыгейского, но тот нервно курит) - коровий, козий, высокогорный - вообще класс), соления, плов и т.п. - это надо пробовать! Все ОЧЕНЬ вкусно, много и сытно. PS: алкоголь в горах почти не берет.
12. Животные: В низинах у моря - коровы и лошади пасутся постоянно на дорогах - не хватает пастбищ видимо. Много. Очень. Особенно коров. Домашний скот - козы, свиньи, чуть больше чем дохрена коров и почти столько же лошадей. Еще было замечено много винторогих козлов. Куры, гуси. В горах медведи, ага. Также волки, лисы, орлы, соколы - в изобилии. Много косуль. Есть шакалы (говорят).
13. Вождение: Несмотря на множество ДПС, включая посты через 40 км., 150+ км/ч - вполне стандартная скорость. Здесь можно встретить ВАЗ2101, совершивший двойной обгон по левой обочине на скорости, физически превышающей возможности движка. В городах на нерегулируемых перекрестках - страшно. Тормозят только если... Скорость такая же. Днем в городах поспокойней. Аварий, кстати, замечено не было, но пару раз было очень страшно, когда летели ночью по Сухуму за седаном гида и несколько раз на перекрестках уходили в юз. Нормально поворачивать налево на встречку, да и вообще ехать по ней, уходя в самый последний момент из-под лобового. Понятие "серпантин", "опасный поворот" - вообще ни о чем не говорит, это такой же скоростной автобан.
14. Дороги: Это первое, что бросилось в глаза. Абхазия длиной 200 км всего. Полностью освещенная новыми светодиодными столбами ночная Абхазия - а там одна центральная трасса. И идеальный асфальт. В закоулках похуже. В периферии, в горах - асфальт еще с советских времен, но не убитый, да и не нужен он там. После какой-то высоты или населенного пункта наверх в горы все дороги строго носят характер "для подготовленных авто". Причем, я бы сказал, сильно подготовленных - лифт и грип - чуть ли не обязательно, обвалы, ливни и бури свое дело в горах делают. Один такой горный ливень нас застал - "из ведра" это не про него.
15. Жилье: Проблемка. В основном частный сектор, гостевые дома и минигостиницы. Оставшиеся с совка крупные - переполнены. Народа вроде мало, а мест свободных нет. Все бронируют заранее. Искали долго, от Гагры, Новый Афон, Сухум - либо дорого, либо "нуникак"... В итоге нашли то, куда вернемся, хотя стратегически Сухум далеко от основных объектов приключений.
16. Война и архитектура: Много разрушенных зданий, сооружений, мостов... Особенно в горах. 10 лет прошло... В Сухуме на фотах зданий вы увидите следы крупнокалиберных обстрелов. Война за независимость Абхазии, день независимости отмечается 26 августа - на следующий день после нашего отъезда. Плакаты и щиты братских армий - России и Ахазии. Много постаментов с БТРами, современными танками.


Таможня Абхазии - Отель МЕЧТА, Сухум
Итак, после вечерних приключений и поисков жилья в Новом Афоне и Сухуме, осуществленных с помощью подключившимся к нам двум гидам на седанчике Huindai, которые катали наш Караван и Паджерик туда-сюда относительно Нового Афона и Сухума по 20-30 км каждый раз, мы все-таки, почти в полночь 20 августа находим жилье в центре Сухума. Хозяин радушен, двор уютный, номера вполне и даже кухня с бассейном есть. Короче, говорим "ДА", затариваемся поесть и открываем коньяк!
Караван плотно паркуем на пятидневный паркинг вглубь двора и готовимся к предстоящим суперактивным приключениям.

FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD

Сухум - Гагра
Первая поездка - на озеро Рица с заездом на Гегский водопад. 21 августа.
Выспавшись, отчаливаем, и сразу на выезде из Сухума попадаем в мощнейший ливень. Который, впрочем, быстро заканчивается - а дальше его и не было.
Мы едем в сторону Гагры, и уже во второй раз с нашего приезда наслаждаемся вождением местых. Интересный кадр - красная Мазда 3 впереди машет руками. А чем оно рулит? На дороги выползают байкеры и коровы. Интересный плакат на 14 по счету фото - реклама - форелевое хозяйство и мужик с ружьем.

FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD

По дороге на реку Гега и озеро Рица
Сворачиваем на Рицинский заповедник и просто наслаждаемся видами.

FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD

Рицинский реликтовый парк, ущелье Каменный мешок
КПП Рицы, "природный сбор", ущелье "Каменный мешок" - не перепутаете - грандиозно! Потом тоннель и продолжение ущелья.

FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD

Голубое озеро и водопады около него
Говорят, вода там постоянно голубого или лазурного цвета. И если искупаться, то помолодеешь, главное - не переборщить.

FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD

Подъем на Гегский водопад, водопад Влюбленных
Через некоторое время, по дороге на Рицу, после тоннеля нам встречается поворот налево через мост на Гегский водопад. Смело въезжаем под кирпич - "только для а/м с повышенной проходимостью", включаем полный, понижайку, и таранимся вверх по крутейшему серпантину, витков 7, по камням, размером с микроволновку, пока не достигаем нескольких УАЗиков и водопада Влюбленных. Тут же продается мед и чача. И ленточки, чтобы их повязывать на память или на счастье. Вид потрясающий. Место знаковое. Обратите внимание на обвал по руслу водопада, на размер валунов, особенно на тот, на котором выросла сосна... Фотик не передаст.

FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD

Гегский водопад
Поднявшись до конца и разошедшись над обрывом с УАЗиком, везущим 5-6 возбужденных туристов, мы оказываемся на самом знаменитом водопаде Абхазии - Гегском. Река Гега, пройдя несколько километров прямо внутри горы в карстовых полостях, срывается 70-метровым ледяным водопадом вниз. Сильно не стесняясь, залезаем на Паджерике прямо к водопаду. Вода ледяная.

FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD

Сова. Карликовая. И фотосессия с ней.

FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD

Пора на Рицу!

FABIAN WORLD

Кафе у Гегского водопада
На обратном пути от водопада очень неплохое кафе "Охотничий домик". Решено было взять обычный шашлык, из косули не решились. Все очень вкусно, много, вино, чача, счет на четверых - 1300 р.

FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD

Подъем к озеру Рица, площадка "Прощай, Родина"
Спустившись назад по серпантину и выйдя на основную дорогу к Рице, проехав еще ущелье, не могли не остановиться на площадке "Прощай Родина". Говорят, название свое она получила от последних криков работавших здесь на стройке дороги заключенных, которые не выдержав сверхчеловеческих усилий, бросались вниз. Другая легенда рассказывает о сорвавшемся вниз грузовике с пехотой во время войны и последнем крике. Также, пишут, что недавно там погибла девушка, выйдя за ограду и оперевшись о ненадежную ветку/корень/и т.п. - в викимапии подробнее. Пропасть огромна, конечно.

FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD

Пейзажи озера Рица
Далее мы поднялись до Рицы - высокогорного озера, питающегося талыми и дождевыми водами. Пейзажи фантастические, чем мы и ограничились, т.к. к этому времени тут пошел дождь. Решено было объехать вокруг и двинуться дальше вверх, на луга.

FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD

Подъем от озера Рица на Альпийские луга
Дорога испортилась. По пути было встречено место привала - что-то типа охотничьего домика чуть в стороне от дороги. Там была чача и вино. Но мы трогать не стали, и двинулись вверх. Также встретили цивилизованные коттеджики, а далее пошли пастбища, с которых на дорогу периодически слезали коровы.

FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD

Альпийские луга и возвращение в "Мечту"
Под конец мы достигли все-таки альпийских лугов, пройдя вброд горную речку, и устроили там небольшую фотосессию. Места удивительно красивые, высота 1700 метров. Но уже темнело, и пришлось возвращаться домой.
Обратный путь прошел уже в темноте и без приключений.
Так закончился первый день в Абхазии.

FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD

Сухум
Город большой, красивый, живой. Разноцветный, суетливый, безбашенный. Днем очень многолюдно, пробки в центре, троллейбусы, автобусы, на рынке припарковаться так же сложно, как и в Москве. Много прямоугольных кварталов с запутанной системой "а какая же дорога все-таки главная?", много светофоров, часть которых ночью переходит в режим "мигающий желтый", из-за чего в темное время ездить реально страшно. Местные гонщики не стесняются и не притормаживают на них, не обращая внимания ни на светофоры, ни на знаки "уступи дорогу". Культуры вождения вообще мало.
Много светофоров светодиодных, оснащено счетчиками для водителей и пешеходов.
Здания красивые, но большая часть пострадала в войне 1992/1993 годов, видны следы пуль и снарядов; местами даже можно встретить здания с частично вынесенными участками - фасадами, флигелями, этажами - так и не восстановленными. Особенно эти картины впечатляют на высотках.
Большой, разнообразный и красивый частный сектор.
Беда с топливом - Роснефть на въезде в Сухум и еще пара некачественных заправок на территории города - и все. А казалось бы - не менее 20 должно быть. Их вообще по Абхазии штук 10, из них 3-4 только, наверное, "съедобные".
Обалденная немноголюдная набережная, красивый президентский дворец, много статуй, фонтанов, в общем, красиво. Зачет.
Пляжи классные, хоть и галька. Народа нет.

FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD

По дороге в Гагру, река Бзыпь
22 августа. Второй день решено было посвятить покорению хребта Арабика, забраться на который можно было со стороны Гагры по горе Мамзышка. Куда мы и отправились. Погода не подвела, коровы и лошади также весело и неподвижно паслись прямо посреди скоростного шоссе. Одна из главных рек Абхазии - Бзыпь. Пейзажи Колхидской низменности, кадры Гагры.

FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD

В сторону хребта Арабика
Заворачиваем в сторону смотровых площадок и начинаем подъем на Мамзышху. Сразу встречаются уверенно пасущиеся на столе винторогие козлы, которые как бы намекают, что свернули мы не туда. Делаем несколько кадров с высоты 200 м и возвращаемся на шоссе к Гагре. Ищем дальше.

FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD

Вокруг горы Мамзышха, смотровые площадки 360 м и 800 м
Найдя, наконец, правильный поворот, поднимаемся по очереди к первой (в районе 360 метров) и второй (где-то 800 м) смотровым площадкам. Первая обустроена, есть даже миникафе. Видон потрясающий.
По пути встречаем огромный кусок скалы, лежащий прямо на дороге. Гиви (о нем и его балагане позже) на обратном пути рассказал, что это последствия сильного смерча, прошедшего в горах. В тот момент, когда случился обвал, проезжающая машина чудом избежала участи быть раздавленной в лепешку. Скала огромна, и по-видимому, уберут ее очень не скоро.

FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD

А дорога серою лентою вьется... Стремительно набирая высоту. Прямо в облака, причем буквально. Проезжаем первые облака, лежащие прямо на дороге и деревьях, и вот уже 800 м и вторая смотровая. Это мостки, выступающие сквозь заросли прямо над пропастью с видом на Гагру, Бзыпь и Карибское Черное море.
Видон опять потрясающий, но тут уже картине мешают плывущие на нашем уровне облака, лишь изредка открывая обзор.
Асфальт на этой фаэтонной дороге - извилистом тридцатикилометровом серпантине - положен еще во времена СССР, когда на вершине Мамзышхи хотели построить горнолыжный курорт с гостиницами. Хотя куда там кататься?
Сейчас там действующая база парапланеристов, которые, пока мы поднимались дальше, несколько раз пролетали прямо над нашими головами, по-видимому цепляясь за верхушки огромных реликтовых елей.
Около второй смотровой встречаем белый российский крузер, который боится подниматься выше в горы, не смотря на пока-еще-асфальт.
Также навстречу попались 2 камаза, груженые огромными бревнами, по 0,7 метра в диаметре.

FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD

Подъем на гору Мамзышха
В какой-то момент, на высоте 1600 м (!), асфальт все же заканчивается, и мы упираемся в развилку, понимая, что уже очень близко к вершине - где-то было вычитано, что заасфальтировано при совке практически до вершины.
Направо база парапланерестов, нам не туда, а налево - дорога продолжается, но это уже грязь, грунт, крупные камни и ямы.
Смело поворачиваем налево, включаем полный, блокировку и медленно, рыча 2,5-литровым дизелем, въезжаем в густую высокогорную тайгу.
Нас грустно провожают два УАЗика, не предвещая впереди ничего легкого.
Дорога чередуется постоянными провалами с мутной жижей и сюрпризами на дне, частыми крутыми полуметровыми каменными препятствиями.
Навстречу попадается пару УАЗов, с трудом разъезжаясь с которыми, мы узнаем, что ничего хорошего нас там не ждет и на Паджерике мы не пройдем. Картину дополняет встретившийся километра через два российский паркетник, который сообщил, что не пролез по клиренсу и идет назад. Но мы пролезем.
Далее километров 8 идем по серпантину среди густого леса. Медленно, и без приключений. Высота колеблется - 1600-1700 м. Пару раз опасно было. Обрывы местами отвесные. Также проехали заброшенную лесопилку и действующую - вот, наверное, откуда шли камазы, хотя на асфальт еще ранее был выход из леса, да и здесь следов камаза не замечено. И повороты 180 градусов над пропастью.
В одном месте огромное поваленное дерево вынуждает прижаться к самой пропасти. Реликтовый лес.

FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD

От горы Мамзышха до горы Зонт - 1600-1800 м над уровнем моря
Неожиданно закончился древний высокогорный лес, и мы поняли, что выехали, собственно, с горы Мамзышха на вершины массива Арабика. Вид открылся - просто захватывающий дух.
Высота 1700 м. Деревья тут уже не растут - то ли ветра сильные, то ли воздуха не хватает. Температура за бортом +18. Время - в районе 14 часов.
Дорога улучшилась, превратившись в гравийную, и начала петлять среди холмов и вершин.
Луга, травы, море цветов и куча растений, увиденных в первый раз.
Облака просто стекают по склонам, лежа на земле.

FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD

Начались высокогорные пастбища и первые балаганы - летнее жилье пастухов/чабанов. Там они живут все лето, изредка спускаясь на попутчиках или лошадях вниз к подножиям гор за самым необходимым, пасут скот, охотятся, варят вкуснейший сыр.
Коровы пасутся с самодельными жестяными колоколами, которые гремят среди звона трав.

FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD

Сногсшибательные панорамы гор ВНИЗУ, ослепительный контраст ярких зеленого и голубого, слегка разбавленный белым и градациями серого от теней облаков.
Расстояния замылены - думаешь, что метров 500 - а на самом деле 3 километра.
Крик хищной птицы, которых там в изобилии и полный сюрреализм крошечных коровок у крошечного пруда на расстоянии, казалось бы, вытянутой руки.
Ослепительно яркое солнце. И холодно. За бортом уже +16.
Это массив Арабика.

FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD

Вдоволь насладившись такими видами, мы въехали в перелесок и неожиданно встретили там людей - парня c автоматом Калашникова за спиной на коне и чабана Гиви. Пообщавшись с ними и воспользовавшись приглашением посетить их балаган, мы взяли Гиви на борт и рванули дальше за всадником, показывающим дорогу.
Но первый грязевой разъезд в этом перелеске оказался настолько неожиданно непроходимым, что ближайший час мы вместе с горцами провели, откапывая джип и пытаясь хоть как-то вырваться из склизского плена.

FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD

Балаган Гиви, 1855 м, гора Бомбояж и гора Зонт
Потрясающая игра света и тени в горах. Долина может быть залита солнцем, а вершина рядом - в тени, и из-за обманчивых расстояний, которые на самом деле огромны, все начинает казаться ненастоящим, игрушечным.
Я спросил у Хачика (это имя парня, который нас встретил уже на балагане), какое расстояние до склона соседней горы. Посмотрите 4 кадр. Он ответил - не менее трех километров! Я был удивлен, так как казалось, что от силы метров 700.

FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD

Итак, мы прибыли на балаганы Гиви и Хачика. Балаган Гиви за долиной, первое фото, а мы залезли повыше, к пацанам, чтобы увеличить обзорность.
Нас очень тепло встретили, показали, где можно отмыться от последствий прорыва через грязь и стали накрывать стол. Вкуснейший собственный сыр, который тут же и делают, хлеб, соления, вино и чача - тоже собственного изготовления.

FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD

Очень душевно пообщались, нам рассказали, что зимой тут 11 метров снега, что вокруг буйствуют хищники - лисы и медведи. Одну лису они поймали на манок с мясом, и сейчас собираются ее приручить и продать. Медведь на днях задрал 3 коровы, и они все не могут его выследить. Гиви рассказал про войну, про бандитов, которые и в наши дни доставляют неприятности, про местных барыг, скупающих у них сыр и продающих его внизу втридорога... И еще очень много всего интересного.
Время 16 часов, температура +15, мобильная связь уже очень давно - с подножий Мамзышхи - не ловит, GPS показывает ровно 1855 метров над уровнем моря вот на том пеньке, коровы тут и там пасутся в обозримых далях, лиса злобно скалится... и тишина.

FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD

Тишину решили нарушить, заинтересовавшись трофейным оружием. Два автомата и ружья были представлены к осмотру и продемонстрированы в деле. Жаль, что медведя рядом не проходило, поэтому постреляли боевыми по мишеням и по коршунам/орлам, которые тоже, как я понял, доставляют неприятности.
Короче, без оружия не выжить по любому, это - горы.

FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD

Рассвет в горах и спуск к Гагре
Гиви решил ехать с нами вниз, к подножию, и сначала под его чутким руководством, опираясь на знание дороги, а потом уже сами, мы посадили Паджерик на брюхо. В том самом грязевом разъезде, в котором встряли по пути к балаганам.
Вечерело, солнце пыталось уже упасть за горизонт, а от балагана мы уже отъехали порядочно.
Пока пытались хоть как-то выбраться, часа 2, - а в горах звук двигателя слышно очень далеко, - подтянулись еще двое чабанов с соседних, ближних балаганов.
К этому времени стало уже темно, только звезды и огромная круглая луна освещали все вокруг призрачным неоновым светом.
Вытащить двухтонный джип было нереально, лебедки не было, радиостанция до подножий гор не добивала, лошади чабанов тоже не вариант и вероятность, что кто-то в ночь поедет за 50 километров в гору на двухтысячные высоты была нулевой. Мы окончательно сползли в непонятно как оказавшуюся в горах болотную жижу посреди дороги и зарылись окончательно.
Чабаны сказали, что по этой дороге проезжает 3-4 машины в день, и было решено разбить лагерь и дожидаться местного утреннего УАЗика.
Вода была, есть, после гостеприимного Гиви и Хачика не хотелось, пачку сигарет мы нашли ("...и если есть в кармане пачка сигарет - значит все не так уж плохо..."), и Гиви пошел в темноту за помощью.
А мы остались дожидаться утра. Или медведя.

FABIAN WORLD

8-30 утра 23 августа.
Утро нас разбудило ревом. Двигателя. Из-за пригорка выскочила Нива, и из нее радостно вывалились шесть человек, включая Гиви. Гиви привел помощь.
Мгновенно был сооружен на бревне стол, появилась чача, вино, сыр и арбузы, и под звуки 4 зажигательных абхазских песен по кругу часа полтора продолжалось веселое знакомство.
Потом прицепили трос к Ниве и задом, в парную раскачку, выбрались.
А правильный фарватер-то был правее, чего мы не знали, и Нива, забрав в себя всех, кроме Гиви, упрыгала на балаган Хачика, продолжать праздник. Мы запаковались и тронулись вниз, путь до подножия был не близкий - километров 50, из которых только 15 с лишним было по горам, до асфальтового серпантина Мамзышхи. Несколько раз останавливались по пути, встречая Гивиных знакомых, которые у него, возможно, по всей Абхазии, и, соответственно, по местным традициям, устраивался минипраздник.

FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD

И немного для настроения:
БОМБОЯЖ


Добросив Гиви до дома в Гаграх, где его встречала жена, мы еле-еле уговорили его нас отпустить (клятвенно пообещав вернуться), потому, что ни здоровья, ни сил, продолжать гостеприимство уже не было - нужно было хорошо отдохнуть.
Что было и сделано по возвращении.
Где-то на полпути до Сухума на посту ДПС нас тормознули, и пытались не пустить в курортную зону "такой грязный машын". Но когда мы сказали, что нам разрешил Гиви, полицейский удивленно спросил: "Чабан который?" - и после этого нас больше в Абхазии нигде не останавливали. Вот так.
Приехав в "Мечту", сварили украинский борщ, достали подчеревок, сало, чачу - и... хорошо отдохнули.

FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD

В сторону Камана, места боевых действий, взорванный ж/д мост
24 августа. Спустя 20 лет, после грузино-абхазского конфликта, унесшего много тысяч жизней.
Следы войны повсюду: взорванные железнодорожные мосты, расстрелянные здания с выбоинами взрывов, вынесенными подчистую этажами, пробитые насквозь снарядами бетонные стены бывших жилых домов, остовы храмов, дзоты, кресты и памятные камни...

FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD

Мост через реку Гумиста у Сухума
Оставались незавершенными еще 2 хотелки: рыбалка на горной речке с килограммовой трофейной форелью и море.
Поэтому, основательно устав от серьезных маршрутов, поехали на ближайшую к нашей базе в Сухуме реку Гумиста, намереваясь под грандиозным мостом Сухумского шоссе найти дальнейшую дорогу по ущелью вдоль реки, с последующей рыбалкой.
Мост действительно грандиозный. И узкий. Под мостом постоянно стоит патрульный автомобиль полиции, для предотвращения терактов. По мосту в Сухум проходит основное Сухумское шоссе.
При въезде на мост и выезде с моста - мемориалы защитникам Абхазии, увековеченная память героям абхазо-грузинского конфликта. Обустроены прямо в скале, также, когда уезжали из Сухума 25 августа, эти скалы пропитывали серебрянкой для блеска.
Мы съехали вниз, сделали несколько кадров, чтобы передать величественность моста и поговорили с полицейским, сообщившим, что далее только конная тропа.

FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD

Каманское ущелье
Облом`c. Тут мы вспомнили, что рядом с Сухумом находится непосещенный нами Каман. Кстати, тоже на реке Гумиста, как раз повыше в горы.
Туда и направились.
По пути в кустах была спрятанная полицейская Нива, нас тормознули, записали под номером 99 (оттуда что, не все возвращаются?), рассказали, что после моста налево святые места, а направо - как раз рыбалка.

FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD

Каман, места боевой славы
Ну раз рыбалка точно, то сначала посмотрим, что слева. Проезжаем места боевой славы.

FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD

Каман, святые места
... и подъезжаем к святым местам. Сначала остановились у святого источника, купель которого Юля пропустить не могла, потом проехали к монастырю.
Девчонки пошли в монастырь, а мы с Андрюхой остались на парковке, обнаружив позади, в зеркале заднего вида, Западную Гумисту, с почти разрушенного моста через которую было сделано несколько кадров.

FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD

Святой источник и монастырь. И успокаивающий плакат, что тропы разминированы.
И никогда не устраивайте пикник в храме!

FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD

Подъем в сторону Сухумской ГЭС
Далее мы вернулись немного и поехали как бы направо. Никакой рыбалки обнаружено не было, точнее, место было очень неудобное для нее, с бурным течением. И вообще - тупик (первое фото - развернулись назад).
Но там, перед святыми местами, была еще одна дорога направо, в горы, которую даже знал навигатор, куда и двинулись.
Куча потрясающих видов, красивые джунгли, множество небольших водопадов, где-то далеко внизу та самая река. Несколько раз грунтовка спускалась из-под небес к руслу, мы подъезжали к самой реке и находили места для рыбалки.
Была одна загвоздка - к тому времени мы уже достаточно накатались и хотелось есть. Поэтому общим решением было найти кафешку, затариться там шашлыком и вернуться на рыбалку в одно из найденных мест.
Так мы поднимались все выше и выше в горы, но вместо кафешки дорога привела нас к заброшенной и пострадавшей в войне сухумской гидроэлектростанции, после которой начался оффроад с опасными и ненадежными, на первый взгляд, высокими и узкими мостами через русло.
Возвращаться назад за едой уже смысла не имело, поэтому маршрут закрыли, упершись в брод.
Проехали бы, но залив салон. Поэтому не поехали.

FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD

Спуск в Сухум
В общем развернулись и поехали обратно. Встреченный УАЗ с местными рассказал, что кафешек нет, но шашлыком можем поделиться. Да ну, неудобно, спасибо.
А часа через два рыбалка уже сама собой отменилась. И завтра низкий старт в Москву. Поэтому - на море.

FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD

Пригороды Сухума
В конце спуска город нас порадовал пейзажами низкоэтажной застройки пригородов.

FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD

Сухум, набережная, президентский дворец
Запарковав не сильно на этот раз испачканный Паджерик в "Мечте", двинулись на набережную прощаться с Абхазией и нанести визит вежливости Черному морю.
По пути прошли небольшую, но полноводную речку, которая около "Мечты" течет тоже. Рыбы - вагон, с моста было видно снующую у дна форель.
На набережной пофотографировались, пока было светло, в санатории МВО "Сухум", у памятника махаджирам, у статуй на набережной и у фонтанов президентского дворца - красиво.

FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD

Кафе нумизмата, одноклассники и женщина-полицейский
Зайдя в первое встреченное кафе, были приятно удивлены ценами и обслуживанием. Да и у хозяина оказалось интересное хобби - он нам показал несколько альбомов с деньгами разных стран мира и разной степени старости. Были у него и царские деньги России, и разные юбилейные коллекции, и редкие монеты и банкноты, и даже фальшивые деньги разных периодов и стран. В общем, интересно. Ну и мы внесли маленькую лепту - отсыпали украинских монет.
Попив пивка, забрали специально подготовленный нам к пляжу шашлык, долму и чачу, и двинулись отдыхать на море.

FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD

Ночное море
Шикарный пикник на лавочке у самого моря, купание в температурно-слоеном море и продолжение фотосессии.

FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD

Назад в Россию
25 августа. Грустно, не хочется, но - пора. Наш караван стремительно понесся на север.
По пути заскочили в отличное кафе, попробовали обалденную жареную форель, последний раз окинули взглядом горы и облака... и 1800 километров до Москвы практически без остановок.

FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD FABIAN WORLD

До свидания, Абхазия, в следущем году вернемся!